Как за Великой Китайской стеной « Суть времени - Татарстан

Евгений Поздняк пишет о китайском интернете:

Часто приходится слышать об ужасах китайского Интернета. Мол, ни один сайт благодаря проклятым коммунистам нормально работать не может, а стоит неуважительно отозваться о КПК и политике правительства – принудительное пребывание в местах не столь отдалённых тебе обеспечено.

Но почему столь ратующие за соблюдение прав человека во всем мире западные политики и общественные деятели проглатывают заявления в духе «национальный сегмент сети является сферой интересов государства и не может быть объектом вмешательства иностранных государств и организаций»?

Сермяжная правда

Мнение правозащитников и блоггеров найти можно без труда. Хотя, скорее, оно само нас находит – через новости по телевизору, в печати и Интернете. Куда реже приходится встречать обстоятельные работы и статьи, освещающие вопрос комплексно, с указанием конкретных фактов и цифр в контексте обстановки. Видимо, данные исследования от настоящих специалистов и экспертов (без всяких кавычек), имеют довольно высокий порог вхождения. Обывателю проще прочесть полустраничную статейку из пятых рук в каком-нибудь Интернет-СМИ, да нажать кнопки «мне нравится» ВКонтакте и на YouTube, и считать себя «разбирающимся в вопросе».

В поисках нормативно-правовых актов, регулирующих Интернет в Китае, мне сопутствовала удача. На сайте russian.china.org.cn мне попалась брошюра «Положение Интернета в Китае», выпущенная в июне 2010г. пресс-канцелярией Госсовета Китая (официальное наименование правительства).

Небольшая (чуть больше 40 страниц) книжка немедленно подверглась изучению. С первых строк она подкупила обилием статистической информации, указанием конкретных дат, наименований и цифр. Но главное, что меня, как юриста, подкупило, — ссылки на действующие законы и подзаконные акты, которых я насчитал более двадцати, — не то, что в прессе, где в лучшем случае отсылают к китайскому Уголовному кодексу, и не более.

Но сперва – небольшое лирическое отступление. Кто-то знает, кто-то подзабыл, а кто-то, быть может, и не слышал. Итак…

Немного истории

Полноценное присоединение Китая к сети Интернет состоялось 20 апреля 1994г. – после достижения соглашения с Государственным научным фондом США в ходе работы совместной китайско-американской комиссии по научно-техническому сотрудничеству был реализован показательный проект по созданию Образовательной и научно-исследовательской сети в районе Чжунгуаньцунь в Пекине на основе подключения к выделенной линии 64К.

Далее последовало множество приказов и постановлений, даже краткий обзор которых займет много места в статье, поэтому ограничимся указанием основных вех:

  • 1997 год — «План государственной информатизации в рамках 9-й пятилетки и перспективные цели до 2010 года»
  • 2002 год — «Целевая программа осуществления информатизации в областях национального хозяйства и социального развития в рамках 10-й пятилетки»
  • ноябрь 2005 года — «Государственная стратегия развития информатизации на 2006-2020 гг»
  • март 2006 года – Всекитайское Собрание Народных Представителей КНР рассмотрело и приняло «Основные положения 11-й пятилетней программы национального хозяйства и социального развития»
  • январь 2010 года — Госсовет принял решение ускорить объединение коммуникационной сети, сети теле- и радиовещания и интернета.

За 12 лет – с 1997 по 2009 гг. для строительства объектов инфраструктуры в Китае было выделено 4,3 триллиона юаней. Была создана сеть волоконно-оптического коммуникационного кабеля общей протяженностью 8,267 млн. км.

На конец 2009г. число портов широкополосного доступа в Интернет базовых предприятий коммуникационных услуг Китая достигло 136 млн., ширина полосы международного выхода составила 866367 Mbps, в распоряжении Китая находятся 27 Интернет-кабелей с общим объемом трафика 1600 Gb.

На конец 2009г. число пользователей Интернета в Китае достигло 384 млн. человек, что в 619 раз больше по сравнению с 1997 годом, ежегодный прирост составил 31,95 тыс. человек, распространенность Интернета составила 28,9 процента, что превышает среднемировой уровень. Число внутрикитайских сайтов достигло 3,23 млн., что в 3,152 раза больше, чем в 1997 году. В протоколе IPv4 в Китае насчитывалось 230 млн. адресов, Китай стал второй в мире страной по числу адресов в протоколе IPv4.

Социалистическая законность и правосудие

Почти за два десятилетия, прошедшие с момента интеграции Китая во всемирную паутину, была создана система законов и подзаконных актов, регулирующих отношения между физическими и юридическими лицами, иностранными и международными организациями и государством в национальном сегменте сети.

Основные документы:

  • «Постановление ПК ВСНП относительно защиты безопасности Интернета»
  • «Закон КНР об электронной подписи»
  • «Положения КНР о телекоммуникациях»
  • «Регламентация контроля над информационным обслуживанием в компьютерных сетях»
  • «Положения КНР о защите безопасности компьютерной информационной системы»
  • «Положения о защите прав на распространение сетевой информации»
  • «Положения о контроле над телекоммуникационными предприятиями, основанными за счет иностранных инвестиций»
  • «Регламентация контроля над защитой безопасности подключения отечественных информационных сетей ЭВМ к международным сетям»
  • «Положения о контроле над новостийно-информационным обслуживанием в Интернете»
  • «Положения о контроле над обслуживанием электронных объявлений в Интернете».

Также большую роль в регулировании Интернет-деятельности играют отдельные положения основополагающих законов, таких как «Уголовный кодекс КНР», «Общие положения КНР о гражданском кодексе», «Закон КНР об авторском праве», «Закон КНР о защите несовершеннолетних», «Закон КНР о поддержании общественного порядка и мерах пресечения в отношении его нарушителей».

Закон гарантирует свободу и секретность переписки граждан, но в то же время утверждает: пользуясь своими правами и свободами, граждане не могут нарушать интересы государства, общества или коллектива, а также законные права и свободы других граждан; кроме того, ни одна организация или частное лицо не могут заниматься угрожающей безопасности государства, общественным интересам или законным правам других лиц деятельностью посредством телекоммуникационной сети.

А чтобы обеспечить исполнение данного положения, государственные службы по контролю над коммуникациями отвечают за осуществление контроля в интернет-отрасли, включая контроль над доменными именами в китайском домене, IP и другими базовыми ресурсами. Государственные информационные, печатные, образовательные, здравоохранительные и другие структуры на основе «Регламентации контроля над информационным обслуживанием в Интернете» проводят систему лицензирования в отношении сетевого информационного обслуживания в сферах новостей, издания печатной продукции, образования, здравоохранения, лекарств, медицинских приборов и так далее.

Стоит отметить созданную в мае 2001г. довольно интересную организацию — Китайское общество пользователей Интернета: это всекитайская отраслевая организация в сфере Интернета. Цель ее существования в том, чтобы служить развитию Интернета, Интернет-пользователям и принятию решений правительством. Эта организация разработала и опубликовала следующие «правила поведения» в Интернете:

  • «Конвенцию КНР об отраслевой самодисциплине в сфере Интернета»
  • «Правила самодисциплины о запрете на распространение в Интернете развратной, порнографической и другой недолжной информации»
  • «Конвенция о бойкотировании вредоносных программ»
  • «Конвенция о самодисциплине в области обслуживания блогосферы»
  • «Конвенция о самодисциплине в области борьбы с сетевыми вирусами»
  • «Манифест КНР об отраслевой самодисциплине в области издательского права в Интернете»,

и ряд других документов, стимулировав тем самым развитие китайского Интернета. Также это общество борется со спамом, благодаря чему число китайского Интернет-мусора, составлявшее 23 процента от мирового спама в 2002 году, в 2009 году упало до 4,1 процента.

Существуют государственные каналы обратной связи населения с государством по проблемам Интернета, например:

  • центр жалоб о нарушениях закона и появлении недолжной информации в сети,
  • сайт жалоб о преступлениях и незаконной деятельности в Интернете,
  • центр рассмотрения жалоб на спам и недолжную информацию в сети по телефону 12321,
  • объединенный центр по борьбе с порнографией и нелегальной печатной продукцией в Интернете по телефону 12390.

Такие документы, как «Постановление ПК ВСНП относительно защиты безопасности в Интернете», «Положения КНР о телекоммуникациях», «Регламентация контроля над информационным обслуживанием в Интернете», «Регламентация контроля над защитой безопасности подключения отечественных информационных сетей ЭВМ к международным сетям» устанавливают список запрещенной к распространению информации. Воспрещается распространение информации, содержащей призывы к подрыванию государственной власти, разрушающей единство страны, нарушающей интересы и честь государства, подстрекающей к разжиганию национальной вражды и нарушению национальной сплоченности, пропагандирующей еретические учения, разврат, порнографию, насилие, терроризм и попирающей законные права и интересы других. Также, они возлагают на провайдеров ответственность за недопущение появления  запрещенной информации в национальном сегменте сети.

Небезынтересно будет узнать о том, как регулируется защита личной информации граждан. «Постановления ПК ВСНП относительно защиты безопасности в Интернете» гласят: незаконный захват, внесение изменений и уничтожение чужих сообщений или баз данных, нарушение гражданской свободы переписки и секретов переписки являются преступлением и караются как уголовные преступления в соответствии со статьями уголовного кодекса. На основании установок отраслевой самодисциплины в области Интернета, те, кто предоставляет сетевые услуги, несут ответственность за охрану конфиденциальной информации пользователей и при предоставлении соответствующего обслуживания должны заявить о несении подобной ответственности, кроме того, они должны предоставить возможности подачи жалоб на нарушение конфиденциальности информации и применить надлежащие меры для эффективной защиты персональной информации.

Согласно данным статистики, в 1998 году органы общественной безопасности провели разбирательства по 142 делам, связанным с различными преступлениями в сети, в 2007 году это число возросло до 29 тысяч, в 2008 году – 35 тысяч, а в 2009 году составило 48 тысяч.

По устоявшейся практике, преступные действия с использованием Интернета и направленные на Интернет преследуются по закону в соответствии с соответствующими статьями Уголовного кодекса КНР, действия, которые не имеют состава преступления, представляются к административному наказанию согласно «Положениям КНР о поддержании общественного порядка и мерах пресечения в отношении его нарушителей», «Регламентации контроля над защитой безопасности подключения отечественных информационных сетей ЭВМ к международным сетям» и другим нормативным актам.

285-я и 286-я статьи УК КНР предусматривают конкретные наказания за незаконное получение данных, хранящихся, обрабатывающихся или передающихся системой ЭВМ, а также за предоставление программ и инструментов, специально используемых для проникновения и незаконного контролирования систем ЭВМ, а также за другие незаконные действия.

Заключение

Как видим, в Китайской Народной Республике государство взялось за регулирование Интернета с самого появления доступа во всемирную сеть. Наши соседи отчетливо понимают насущную необходимость установления «правил игры» — не из-за стремления к «подавлению свободы слова» или «тотальному контролю за гражданами», — а ради обеспечения безопасности самих граждан, государства и общества в целом. Достаточно взглянуть на наглядный перечень интернет-ресурсов, популярных в сфере передачи информации:

Ведь всерьёз полагать, что в Интернете можно говорить что угодно, не отвечая за последствия, и не признавать Интернет объектом правового регулирования со стороны национального законодательства могут либо не очень умные люди, либо действующие во вред своему государству и народу.

P.S.

Эта статья была написана мной в августе 2011 года. Я планировал опубликовать ее в одном журнале, и потому начал было освещать «проблемы со свободой слова». Однако с публикацией как-то не сложилось, и я отложил ее в сторону. Хотя уже тогда то, что было сказано в брошюре китайского правительства, и высказываемое западными журналистами, заметно разнилось между собой и никак не хотело укладываться в рамках одного текста. Один из этих двух лагерей явно лгал.

И за прошедший год мне стало очевидно, кто именно — ибо события прошедшего года со всей очевидностью показали мне и всем здравомыслящим гражданам, что Интернет превратился в полноценное поле битвы между патриотическими силами и силами не совсем патриотическими, если не сказать – предательскими. То, что казалось таким далеким год назад, уже постучалось в наши двери.

Надеюсь, эта заметка поможет осмыслить опыт китайских товарищей, особенно – в свете недавних изменений в нашем законодательстве и активизации политических процессов.

июль-август 2011г., август-сентябрь 2012г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
, 28 сентября 2012 15:22, Наша война, Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Яндекс.Метрика
Суть времени

Татарстан