Дорогие читатели!

Как вы знаете, загадочные индейцы майя, обладавшие тайными знаниями и сверхточным календарём, предсказали людям из будущего конец света, который случится 21 декабря 2012 года.

Кроме того, совсем недавно ту же самую дату конца наших дней назвал и тибетский монах, известный под прозвищем Оракул Шамбалы, заявивший, что 21 декабря 2012 года наша планета пройдет через «нулевую отметку» Галактики, что приведет к невероятным последствиям. По словам Оракула Шамбалы, все электричество на планете отключится – ни лучика света не будет, ни звука. Это, якобы, обусловлено внутренними условиями «нулевой полосы» Галактики, в которой гасится всякая энергия, и все объекты на Земле лишатся своих магнитных полей.

В общем, нет никаких сомнений, что по заявлениям вышеуказанных, а также других, не менее авторитетных в деле предсказаний концов света источников, долгожданный апокалипсис неминуемо случится незадолго до Нового года. Чем, по-видимому, изрядно омрачит грядущее торжество.

С источниками этими – как раз всё более или менее понятно: различные шарлатаны угрожали концом света нашей и многим другим цивилизациям с незапамятных времён, и несть числа несбывшимся фантастическим сценариям окончания человеческой истории. Но вот почему в наш просвещённый и далёкий от религиозного фанатизма век подобная ахинея стала настолько популярной темой для кривотолков и сплетен, что в определённый момент умудрилась затмить собой даже приезд Леди Гаги в Москву и прекращение концертной деятельности группы ВИА ГРА – это вопрос, заслуживающий серьёзного обсуждения.

Увы, как бы ни был велик соблазн, популярность вышеописанной чепухи про «нулевую полосу» и «погашенные энергии» невозможно объяснить только проделками неких «гениальных маркетологов» или же исключительно «манипуляциями массовым сознанием». Да, почву для запуска подобных обсуждений подготовил небезызвестный фильм «2012», сюжет которого был завязан вокруг глобального катаклизма. Однако всерьёз считать его причиной помутнения сознания у масс сограждан и катализатором массовых лайков и репостов в соцсетях невозможно. С таким же успехом зачатки паники мог вызвать любой другой подобный фильм-катастрофа.

Мне кажется, что причина того, что обильные откровения на тему астрономической и астрологической достоверности «календарей майя» стали вдруг приемлемой темой для обсуждения, говорить про которую стало можно уже без риска выглядеть идиотом в глазах окружающих, лежит несколько глубже. Она непосредственно касается самого существования человека в современных условиях и порождаемых оным существованием различного рода психологических коллизий.

Подобные коллизии подробно рассматривал в своих трудах Эрих Фромм. В своём фундаментальномтруде «Иметь или быть» он со всей возможной тщательностью изучил влияние капитализма на человека, придя к выводу, что современный атомизированный индивид совершенно не осознаёт себя в качестве самостоятельной личности и пытается выразить себя через потребляемые им предметы.

Фромм пишет:

«Потребление – это одна из форм обладания и, возможно, в современных развитых индустриальных обществах наиболее важная. Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, поскольку то, чем человек обладает, не может быть у него отобрано; но, с другой стороны, оно вынуждает его потреблять все больше и больше, так как всякое потребление вскоре перестает приносить удовлетворение. Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.»

Грубо говоря, индивид в современном обществе смотрит в потребляемые им материальные блага, как в зеркало, и только в них видит истинное отражение собственного «я», что порождает особую форму отчуждения от самого себя. Подобное отчуждение другой психиатр, Виктор Франкл, называл «экзистенциальным вакуумом». Нас же в данном экскурсе в психологию интересует упоминаемое Фроммом «ощущение тревоги и беспокойства», порождаемое, в первую очередь, присущим человеку страхом смерти и отсутствием каких-либо смыслов, побуждающих к полноценному существованию.

Фромм приходит к выводу, что современный индивид вынужден каким-то образом уживаться с этим великим Ничто, предстающим перед ним в образе его собственной смерти, в условиях, когда, во-первых, никакие побуждения и инстинкты, а во-вторых, никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И в этих условиях изнеженный и развращённый потреблением индивид, с одной стороны, неизбежно тянется к этому самому Ничто, желая всё новых и новых острых ощущёний (а какое ощущение может быть острее страха собственной смерти?). А с другой – прячется от него же в созданные им самим супермаркеты и гипермаркеты, в жизнь шоппинга и непрекращающегося праздника консьюмеризма. Подобная дихотомия, в свою очередь, порождает чрезвычайную популярность даже самых глупых и смешных угроз массовой гибели и в то же самое время невероятно сильно подстёгивает потребление – ведь лишь в краткосрочном акте приобретения индивид обретает долгожданное утешение.

Защищаясь от собственных вымышленных страхов, человек всё глубже и глубже загоняет себя в созданный им мирок комфорта и различного рода плотских удовольствий.

Тот же Фромм утверждает:

«Идеология потребительства состоит в стремлении поглотить весь мир. Потребитель – это вечный младенец, требующий соски.»

И, наблюдая за массами людей, всерьёз обсуждающими покупку «к концу света» свечей и алкоголя, следует признать – нам давно, давно пора повзрослеть и перестать заниматься глупостями.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Яндекс.Метрика
Суть времени

Татарстан