kinopoisk.ru-Les-Mis_26_23233_3Brables-1896506

Часть II.
 Око за око

By the witness of the martyrs
By the Passion and the Blood
God has raised you out of darkness
I have saved your soul for God!

Жавер, впрочем, оказывается прав. Жан Вальжан выходит на свободу с позорной меткой о судимости, с которой его, естественно, не берут ни на какую работу вообще. Отчаявшись заработать на жизнь честным трудом, он скитается по подворотням в поисках хоть какого-нибудь пропитания до тех пор, пока в отчаянии не набредает на один из монастырей, в котором его милостиво изволил приютить святой отец.

Тут современность, кстати, также недалеко ушла от сюжетной линии романа, описывающего события двухсотлетней давности. Сегодня также принято считать, что единожды оступившийся человек виновен навечно, и единственное, на что он способен – это отбыть наказание за совершённое преступление. Об искуплении вины, исправлении и возвращении в здоровое общество речи не ведётся вообще, современные Жаны Вальжаны, как и двести лет назад, разрываются между рабским трудом на воле с соответствующим полуголодным существованием и жалкой лагерной пайкой в заключении. Благо, у нас на дворе не советские времена, у власти уже 20 лет как не кровавые большевики, а потому волюнтаристских целей исправления заключённых при помощи общественно полезного труда никто не преследует. Ну а тюрьмы, отчего-то, как и раньше, являются лишь кузницами кадров для организованной криминальной преступности.

Вот и Жан Вальжан, отбыв 19 лет в заключении, сильно изменил своё отношение к так называемому закону. Вместо благодарности за приют и кров, он под покровом ночи ворует из монастыря столовое серебро и бежит, куда глаза глядят. Естественно, его немедленно ловят стражи порядка и на следующее же утро приводят к ошеломлённому священнику.

Однако тут в стандартной истории происходит весьма нестандартный поворот. Вместо того чтобы заслуженно обвинить героя, священник сообщает, что никакой кражи не было и это правда он подарил Жану столовое серебро, после чего даёт напутствие Вальжану, мол, используй блага для того, чтобы стать честным человеком!

Глубже понять причину и логику такого поступка поможет нам Виктор Франкл, знаменитый психотерапевт, основатель логотерапии и бывший узник концентрационных лагерей. В 1972 году он в лекции для американских студентов, цитируя Гёте, ответственно заявлял: если мы рассматриваем человека таким, какой он есть сейчас — мы делаем его только хуже. Однако же, если мы переоцениваем человека, если мы видим в нём потенциал — тогда мы позволяем ему стать тем, кем он действительно мог бы быть.

Вот и сцена с попыткой кражи столового серебра – это далеко не просто радикальный перелом в судьбе главного героя. Она не просто зачинает будущую интригу, она демонстрирует нам фундаментальную возможность внутреннего изменения даже самого падшего человека к лучшему. Ведь, казалось бы, есть ли, куда падать дальше человеку, укравшему у священника? У того, кто предоставил тебе еду и постель? Что может быть более греховным и глупым для верующего, чем ограбление святой церкви? Однако последовавшее за этим грехом искреннее раскаяние говорит нам о том, что Жан Вальжан, несмотря на все выпавшие на его долю испытания и невзгоды, несмотря на все совершённые им прегрешения, остаётся в глубине своей души светлым человеком. Всё несправедливое устройство мира толкало Жана Вальжана ко злу, само общество, казалось, призывало его: «Бери око за око, обрати сердце в камень». И при этом лишь одного доброго поступка посреди окружающего безумия оказалось достаточно для того, чтобы вновь пробудить в нём тягу к свету. Одно лишь обращение как к равному, всего лишь добрые слова священника выступили в качестве той внешней силы, которая пробуждает это дремавшее светлое в его душе.

В припадке раскаяния главный герой рвёт свои меченые документы, тем самым как бы порывая с собственным прошлым. Впрочем, разрыв этот, как мы увидим в дальнейшем, никогда не будет окончательным и номер 24601, ставший частью личности героя, будет с ним всю оставшуюся жизнь. Но об этом – в одной из следующих частей рассуждений.

А пока – в романе Жан Вальжан под чужим именем на деньги, вырученные с продажи драгоценностей, открывает фабрику, основывает на этом месте город и становится его мэром. В следующей сцене мюзикла мы видим его уже в этом качестве.

Yet why did I allow that man
To touch my soul and teach me love?
He treated me like any other
He gave me his trust
He called me brother
My life he claims for God above
Can such things be?
For I had come to hate the world
This world that always hated me
Take an eye for an eye!
Turn your heart into stone!
This is all I have lived for!
This is all I have known!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Яндекс.Метрика
Суть времени

Татарстан