Les Miserables, обзор « Суть времени - Татарстан

111

Часть III
Одним днём меньше

At the end of the day you’re another day older
And that’s all you can say for the life of the poor
It’s a struggle, it’s a war
And there’s nothing that anyone’s giving
One more day standing about, what is it for?
One day less to be living.

С ещё одним ключевым персонажем, Фантиной, нас знакомит музыкальная композиция «At the end of the Day».

Бедняки на улицах в ужасе ожидающие зимы, полуголодные трудяги, боящиеся потерять работу и присоединиться к беднякам, – такова социальная обстановка в небольшом городишке под управлением неплохого, в общем, человека Жана Вальжана. Именно в этом окружении Фантине приходится тяжело трудиться, дабы прокормить себя и выделить деньги на оплату содержания её маленькой дочурки. Перед нами разворачивается драма: секрет Фантины о ребёнке вне брака открывается всем рабочим в цехе, поднимается шум, а проходящий мимо Жан Вальжан в образе мэра приказывает управляющему избавиться от доставляющей хлопоты работницы как можно более вежливым способом.

Обращаю внимание: «Отверженные» публиковались в 1862 году. До публикации «Капитала» Маркса остаётся ещё минимум пять лет. Однако Гюго в своём романе уже явственно показывает своему читателю: каким бы ни был добрым и морально чистым буржуа, какие бы честные и светлые идеи не исповедовал он лично – само общественное устройство понуждает его к эксплуатации наёмных рабочих, к угнетению их, и к отчуждению от них результата их собственного труда ради персональной выгоды владельца средств производства. Но, понятное дело, теорию прибавочной стоимости проклятые коммунисты выдумали, дабы разрушить открытое цивилизованное общество и насадить свои тоталитарные порядки по всему миру.

Фантина после увольнения с работы, как это говорят теперь, катится по наклонной. Она постепенно и по частям продаёт всё, что имеется в её скромной собственности: сперва драгоценности, потом собственные волосы и зубы, а затем уже и саму себя. Ну а что, на дворе 1823 год, классический капитализм в самом разгаре. Ничего не попишешь, такие уж времена и любая субстанция, будь то: золото, труд, тело, или, в конце концов, гордость и честь; всё является товаром и за всё предлагается своя цена. Ну а ежели продавать свой труд по дешёвке ты не желаешь, если насчёт продажи собственного тела у тебя имеются моральные предрассудки, а гордость и честь для тебя священны – что уж тут поделаешь, не вписался в рынок, будь добр примерить обувь белого цвета и самостоятельно проследовать на кладбище.

Всего полтораста лет спустя в теории подобную идею смело сформулирует отечественный герой-реформатор, борец с проклятым коммунистическим прошлым, Егор Гайдар. Он заявит, мол нет ничего страшного в том, что в результате естественных (sic!) экономических пертурбаций, устроенных руками таких же реформаторов как он сам, вымрет часть пенсионеров. Это мол, сделает общество лишь более мобильным.

Ну а героиня романа Фантина вымирать не хочет. Она знакомится с уличными проститутками, а вскоре и сама становится одной из них. Она признаёт, что это весьма простая работа, получаешь деньги за то, что лежишь себе на кровати. Главная проблема – лишь бы клиенты не видели ненависти в глазах.

Однако какой им смысл заниматься любовью с женщиной, которая не может отказать? Разве не замечают они, что та, кого используют – уже мертва?

Композиция «I Dreamed a Dream» раскрывает подробности истории Фантины. Тут всё тоже достаточно банально: молодая девушка влюбляется в мужчину, а мужчина покидает её, оставив беременной, после чего розовые сопливые мечты юной леди о вечной любви разбиваются о чугунную прыщавую жопу реальности. Закончив петь, Фантина вновь отправляется на улицу, где ей не остаётся ничего, кроме как замёрзнуть насмерть посреди доков в окружении таких же продажных женщин, как она сама.

В этой обстановке и встречает её Жан Вальжан. Его собственное прошлое подсказывает, что Фантина – лишь жертва сложившихся общественных отношений и не виновна в большинстве бед, выпавших на её долю.

К сожалению, будучи мэром, он спускается в этот социальный ад лишь на секунду, погружается в него далеко не полностью. Он ещё не способен осознать, что, на самом деле, Фантина – это далеко не единичный случай, но феномен, вскрывающий истинное положение вещей. Он не понимает ещё, что бедность, безграмотность, покорность и тупость третьего сословия обусловлены устройством всего общества, в целом, а не предопределены происхождением каждого человека в отдельности..

И вот что примечательно, самого Виктора Гюго ни в коей мере нельзя назвать человеком, исповедующим тоталитарные воззрения. Строго наоборот, тёзка для своих времён был более чем гуманистичен и либерален донельзя. Однако как-то так получилось, что за последние двести лет социальные воззрения либерально настроенной публики развернулись практически на сто восемьдесят градусов. Вместо сочувствия к бедному человеку, вместо призыва к освобождению его от ига эксплуатации, современные либералы наоборот, горят желанием ещё глубже втоптать его в грязь и навсегда зафиксировать антропологическую (sic!) разницу между просвещённым креативным классом предпринимателей и эксплуатируемым этим классом тупым быдлом, не заслуживающим ничего, кроме водки. Почитайте теоретические опусы господина Иноземцева, послушайте о чём говорит в прямом эфире истовая либералка, госпожа Латынина, ознакомьтесь с творчеством почитаемого отечественными эффективными менеджерами господина Ходорковского – и станет очевидно, что между нынешними доморощенными либералами перестроечного разлива и настоящим классическим гуманистом Гюго не просто огромная разница, но непреодолимая пропасть!

Возмущённый низменным положением девушки, Жан Вальжан интересуется: кто же довёл вас до такого состояния? Кто же виновник того, что вы оказались на улице и вынуждены перебиваться нечистыми заработками?

Ответ Фантины повергает его в ужас.

M’sieur, don’t mock me now, I pray
It’s hard enough I’ve lost my pride
You let your foreman send me away!
Yes, you were there, and turned aside!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Яндекс.Метрика
Суть времени

Татарстан